Статьи

Зачем предпринимателю психолог

Когда в 2007 году я был студентом 3 курса факультета психологии, наш преподаватель по психоанализу Перервус Наталья Эдуардовна сокрушенно вздыхала: «Сейчас на Западе ни один крупный бизнесмен не примет важное для бизнеса решение без консультации со своим психоаналитиком. У нас такое будет только лет через двадцать». Как и во многих других своих грозных пророчествах эта умнейшая женщина оказалась права – сегодня, спустя пару десятилетий, психология активно внедряется в бизнес, как на индивидуальном, так и на корпоративном уровне. Предприниматели все чаще обращаются к психологам за решением личных проблем в фокусе профессиональной деятельности.

Давайте поговорим о том, зачем вообще нужен психолог рядовому предпринимателю, в чем его ценность и польза? На первый взгляд кажется, что предприниматель может спокойно заниматься своим делом - реализовывать финансовую модель, налаживать «операционку», выстраивать маркетинг, контролировать отдел продаж, нанимать персонал и т.д. Соответственно, интересовать его должна только инструментальная сторона выстраивания процесса, чтобы система работала и приносила прибыль. Однако придется признать, что предприниматель – это не только хорошо функционирующий «зарабатыватель» денег, но все-таки еще и человек, и ничто человеческое ему не чуждо.

Ключевая, на мой взгляд, идея бизнес-психологии заключается в следующем: то, каким образом человек выстраивает свой бизнес и реализуется в работе – не случайно. Это отражение его внутреннего мира, а именно сформированных еще в детстве жизненных сценариев, усвоенных установок и выработанных стратегий поведения. Это отражение его темперамента и совокупности личностных характеристик. Это отражение его жизненного опыта и «бэкграунда», который будет сказываться на решениях, эмоциональных реакциях и отдельно взятых выборах. Конфигурация бизнеса в данном случае и будет проекцией внутреннего мира человека.

Приведу клиентский кейс из моей личной практики. Клиент – мужчина, представитель среднего бизнеса - в детстве столкнулся с неоднократным опытом отвержения от своего отца. Как и всякий ребенок, он тянулся к папе, хотел добиться его внимания, любви и признания. Однако в ответ получал равнодушие и отстраненность. Он очень старался нравиться важному для себя человеку, но каждый раз встречался с холодностью. В конце концов, отец совсем ушел из семьи. В психологии такой опыт называется «травмой отвержения».
Сейчас, когда клиент уже взрослый мужчина, создавший достаточно крупную компанию, этот травматичный опыт иногда эхом сказывается на его отношениях с подчиненными. Выражается это в том, что он неосознанно старается нравиться своим сотрудникам, старается всеми силами не испортить с ними отношения и удержать в компании. Причем даже если сотрудник не эффективен как специалист и откровенно пользуется хорошим отношением своего шефа. Клиенту очень тяжело расставаться с людьми, даже по своей инициативе. Когда же подчиненный увольняется по собственному желанию – это переживается как маленькое горе.

В этом примере наглядно видно, как личностные эмоциональные особенности клиента перекрывают профессионализм и мешают ему работать. Сам он с каким-то отчаянием и безысходностью отмечал, что вроде «от головы» понимает, что неэффективных подчиненных надо попросту уволить, но какая-то часть его личности не позволяла это сделать. Правило «просто сделай, потому что так лучше» не работало.

Как раз в подобных ситуациях может помочь бизнес-психолог. Распознать и сформулировать проблему, подсветить ее клиенту, докопаться до глубинных причин и провести грамотную терапевтическую работу. Разумеется, травматичный опыт так просто не исправить, нужна длительная последовательная терапия, и даже при этом условии сформированный тип привязанности уже не изменить. Но его можно скорректировать на уровне поведения и постепенно внедрять в рабочие процессы под чутким сопровождением психолога.

В среде предпринимателей и топ-менеджеров в найме все яснее звучат идеи о том, что личностная составляющая бизнес-процессов (кто делает бизнес) не менее важна, чем инструментальная составляющая (как делать бизнес). Для меня как для гештальт-терапевта это видится очень позитивной тенденцией. Оголтелое стремление заработать денег любым путем и жертвуя собой трансформируется в концепцию познания себя, где бизнес является одним из путей или способов этого познания. И тогда появляется возможность говорить о человеческих ценностях, жизненных смыслах и отношениях.